Первые семь дней скорби — шив-а (שבעה)

Семь дней скорби — шив-а (שבעה) —  начинаются сразу после погребения умершего. Вот несколько основных законов, которые исполняет человек, находящийся в трауре:

  • он не выходит из дома в течение всех дней траура, кроме субботы;
  • на молитвы собирают миньян в его доме;
  • он не сидит на стуле, возвышающемся более, чем на 3 тэфаха, над полом;
  • нельзя носить кожаную обувь, даже если из кожи сделаны лишь отдельные её части;
  • пребывающие в трауре не отвечают «шалом» на приветствие и, тем более, не приветствуют первыми;
  • изучение Торы, веселящее сердце человека, запрещено скорбящему. Он имеет право изучать только темы, связанные с трауром или бедствиями: книгу «Иов», главы из Ирмиягу, содержащие обличение в грехах, третий раздел гмары «Моэд Катан», законы траура;
  • запрещено во время шив-а стирать и гладить, даже постороннему человеку нельзя это делать в доме скорбящего. Пребывающий в трауре не носит вообще свежевыстиранных одежд и, тем более, ничего нового. Не меняют в это время ни простыни, ни полотенца. Если же одежда испачкалась или пропиталась потом, можно переменить её;
  • нельзя мыть всё тело полностью даже в прохладной воде, однако можно сполоснуть ею руки, ноги и лицо. Мытьё горячей водой запрещено вообще, но в медицинских целях или для отмывания грязи оно позволено;
  • запрещено пользоваться косметическими мазями, жирами, маслами, мылом, кроме тех случаев, когда это требуется для медицинских целей или для удаления грязи;
  • скорбящий не бреется и не стрижётся, не отрезает ногти. Оторвать мешающий ноготь рукой или зубами можно;
  • супружеские отношения запрещены;
  • Нельзя заниматься ремеслом и другой работой, но можно привести в порядок дом и готовить пищу.

Если похороны состоялись до захода солнца, то этот день уже считается как первый день шива и на следующий день надевают тфилин.

В доме скорбящего покрывают накидками зеркала и картины. Зажигают свечу в память по умершему для возвышения его души (לעילוינשמתו). Эту свечу оставляют гореть и на время субботы во время семи дней траура (лучше зажечь её в комнате, где умер человек, а если это невозможно, то там, где он жил).

Желательно, чтобы родственники сидели шива в доме покойного. Первую трапезу после похорон готовят друзья или соседи. Принято съесть что-то круглое (фасоль или вареное яйцо). Первые три дня находящийся в трауре имеет право не идти на работу. После этого работают во время шива только если есть материальная потребность. Если Йом-Тов (исключая Хануку и Пурим) попадает в эти семь дней, тогда авелут заканчивается в канун праздника, прекращая шиву. Если похороны состоялись в Хол-аМоэд, траур с шива начинаются только после окончания праздника. Второй день Йом-Това считается как первый день авелута.

Скорбящий не соблюдает траур публично во время субботы, поэтому он может носить кожаную обувь, можно сидеть на стуле, идти в синагогу, менять одежду. Супружеские отношения запрещены и в субботу.

На седьмой день утром, после молитвы утешают скорбящего и он завершает семь траурных дней. Последний день шива может длиться час после Шахарит. Если, скажем, траур начался во вторник (независимо от того, похоронен умерший накануне ночью или в течение дня), скорбящий прекращает исполнение законов траура в понедельник утром.

Траур по всем умершим родственникам, кроме родителей, кончается на тридцатый день после похорон (Шлошим).

 

Из книги рава Зеева Гринвальда «Суббота. Праздники. Будни».

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий