Погребальные обычаи евреев

Родственники умершего заботятся, прежде всего, обо всём, что связано с погребением умершего и похоронами, они обязаны также уберечь тело от анатомического вскрытия. Если нет особо важной на то причины, не откладывают похороны на утро следующего дня.

Законы для скорбящих — Диней онен — распространяются на скорбящих родственников с момента смерти до похорон. Онен (скорбящий) — один из семи родственников покойного или покойной (отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, муж, жена). Так как на пребывающем в трауре лежит заповедь как можно скорее похоронить умершего, он освобожден от всех других заповедей (мицвот асе): от всех молитв и благословений (даже на пищу) и от соблюдения некоторых заповедей: не отвечает амен, не обязан читать Шма Исраэль, Шмонэ Эсрэ и т.п. Однако ему нельзя нарушать запреты, и поэтому перед едой он обязан омыть руки, хотя и без благословений аль нэтилат ядаим и а-Моци; утром после сна также омывает руки по три раза каждую и т.п.

Онен не должен есть мясо, пить вино, стричь волосы, работать, участвовать в званых или торжественных обедах, веселье. Он не говорит «шалом» в знак приветствия. Однако в субботу и праздники, когда невозможно заниматься похоронами, у скорбящего нет диней онен. Нет их и в том случае, если родственник умер в другом городе, где тоже есть близкие.

После того, как покрыта могила, родственники умершего снова должны молиться, благословлять (тфилин накладывают, лишь начиная со следующего дня после похорон). Поскольку в субботу не хоронят и забота о погребении не лежит в этот день на родственниках, то они обязаны соблюдать все мицвот. В субботу можно есть мясо и пить вино. Однако супружеские отношения запрещены.

В случае, если смерть наступает в субботу, праздник или будни праздников, возникают некоторые изменения в процедуре. Ни благословения, ни разрыва одежды в эти дни не производят. Перемещение тела производят, положив на него кусок хлеба.

В субботу и праздники не предпринимают очищения; если же смерть наступила в праздник или незадолго до него, очищение, как и похороны, проводят после их исхода. Если же похороны выпадают на второй день праздника, а в его канун произвести очищение было невозможно, то последнее также делают во второй день. При очищении в праздники используют много платков для впитывания и осушения влаги, поскольку вытирание в этот день запрещается.

В будни праздников дети должны надрывать одежды по случаю смерти родителей. Надрыв одежды по другим родственникам производится только по окончании праздников. Завинчивание (заколачивание) гроба в праздник производится не евреями. В праздник и будни праздников не читают ни Кадиш Ятом, ни текстов молитв, которые читают перед захоронением. Также не организуют траурный ряд.

 

Из книги рава Зеева Гринвальда «Суббота. Праздники. Будни».

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий