Проводы усопших согласно еврейской традиции

Еврейская традиция рассматривает проводы усопших как одну из важнейших заповедей, плоды исполнения которой человек вкушает как в этом мире, так и в грядущем. Поэтому члены Хевра Кадиша всегда пользовались большим почетом и уважением.
Членами Хевра Кадиша обязательно должны быть евреи. Желательно, чтобы они соблюдали заповеди. Должно быть не менее двух членов Хевра Кадиша для мужчин и для женщин. Обряд от смерти до закрывания гроба для мужчин выполняют мужчины, для женщин — женщины. У женщин Габай — женщина. Габай читает молитвы на иврите.

Гесиса (Агония)

Если больной еще находится в сознании, члену Хевра Кадиша следует подождать в прихожей, дабы не испугать отходящего. Но если сознание отсутствует, входят в комнату пребывания больного, чтобы наблюдать выражение его лица. Сразу же по наступлении агонии у больного организуется постоянное дежурство членов Хевра Кадиша. Запрещается оставлять больного в одиночестве при каких бы то ни было обстоятельствах, даже в дневное время. Недопустимо прикасаться к отходящему и к его постельному белью либо передвигать его с места на место. Тем не менее разрешается проверять его пульс. Родственники больного могут находиться при нем, если не причиняют ему беспокойство. В целом же все присутствующие во время агонии должны воздерживаться от посторонних разговоров и хранить глубокую тишину.

Шемот (Имена)

Если агония дошла до стадии, когда ожидают, что душа изыqдет из тела, — то Габаю необходимо проследить за тем, чтобы присутствующие приступили к произнесению молитвы «Шемот», которую читают и повторяют вновь так, чтобы слово «эхад» («Да изыйдет душа его разом (беэхад)») — совпало с последним выдохом отходящего. В случае, если умирающий мужчина, перед произнесением «Шемот» голова умирающего покрывается. После отхода души и, соответственно, окончания чтения «Шемот» запрещено прикасаться к умершему по меньшей мере в течении пяти минут. При этом, чтобы убедиться в наступившей смерти, Габай кладет несколько легких опушенных перьев под нос лежащего.

Браха и Крия (Благословение и Разрыв одежды)

Убедившись в наступлении смерти, приступают к произнесению благословения. Присутствующие стоя разрывают по кромке свою нижнюю или верхнюю одежду. После этого умершему следует закрыть глаза. Присутствующие, не являющиеся членами Хевра Кадиша, вслед за этим покидают помещение. Оставшиеся снимают с умершего возможно имеющиеся на нем украшения (кольца, браслеты и т.п.), приводят в горизонтальное положение, раздевают до рубашки, по правую сторону тела подсовывают свернутую в трубочку до середины ширины льняную простыню, протягивают с левой стороны так, чтобы он оказался уложенным на простыню, и заворачивают дальше, пока полностью не укутают его от изголовья до ступней. После этого открывают окно и ставят у изголовья свечу.

Поднятие тела

Не ранее чем через 20 минут после кончины тело поднимают с постели. При этом произносится текст Молитвы перед Очищением. После предварительной подготовки пола — укладки соломы и т.п. — умершего бережно опускают, при этом желательно выбрать место у хорошо проветриваемого, но не солнечного окна. Голове покойного придают слегка приподнятое положение, вытягивают ноги и возлагают руки с выпрямленными пальцами. Во время пребывания умершего в комнате следует закрыть или отвернуть все имеющиеся зеркала. Умершего нельзя оставлять в комнате одного — с ним должен находиться охранник (шомер), а в случае с женщиной — охранница (шомерет).

Перевозка тела

Если умерший должен быть перевезен в морг, то по распоряжению Габая его укладывают в гроб (с покойницей эту роль выполняют женщины, знающие традицию — «Нашим Цидконийот») и сопровождают до кладбища. Необходимо уложить покойного в катафалк, пометив изголовье гроба буквой «рейш», чтобы наблюдать за правильной перевозкой тела — вперед ногами. По прибытии на кладбище члены Хевра Кадиша переносят гроб на носилках в морг. Желательно поместить покойного как можно ближе к месту его очищения (таhара).

Таhара (Очищение)

Членам Хевра Кадиша, находящимся в кровном родстве с покойным, следует воздержаться от участия в процессе очищения. Недопустимо присутствие лиц, не принадлежащих к Хевра Кадиша. Для очищения необходимо: теплая вода для омовения, достаточное количество холодной воды (не менее 20-ти литров, т.е. 9 кавов — главная часть очищения «Икар hа-Таhара»), сосуды, платки, льняные полотна, носовые платки, вата II Др. Одеяние для покойного — тахрихин — должен быть сделан из белого хлопчатобумажного (не шерстяного) материала, прошит льняными нитками. Шапка, похожая на высокую ермолку, должна быть двухслойной, чтобы ею можно было прикрывать лицо умершего. Как на тахрихин, так и на талит не должно быть украшений, ничего металлического — золото, серебро, вензеля, значки, а также пуговицы и кнопки — нельзя давать мертвому с собой. Однако специальные украшения талита (этер) удалять запрещено. Умерший укладывается на простыне на стол очищения, затем его покрывают чистой простыней, убирая использованную, и произносят соответствующую молитву. После этого начинается омовение: в порядке старшинства присутствующие обливают тело тепловатой водой с головы вниз. Ковши не должны в это время передаваться из рук в руки, после использования их следует ставить на место. Затем тело очи-пшется при помощи платков. Очистив верхнюю часть тела, переворачивают его на левую сторону и очищают правый бок и половину спины, то же самое повторяют с левым боком. После этого начинают основную часть очищения «Икар га-Таhара»), предварительно вылив всю воду от омовения. Наполняют два котла чистой водой (в совокупности не менее 20 литров) и ставят их слева и справа от изголовья. Далее члены Хевра Кадиша берут чистую простыню и поднимают ее над умершим развернутой за четыре конца, глядя в сторону, в то время как Габай удаляет влажную простыню, покрывающую покойного. Двое старшин, соответственно слева и справа, берут наполненные котлы и по очереди (сначала стоящий справа, а затем слева) опустошают их от головы через весь корпус, причем второй принимается за обливание раньше, чем опустеет котел первого. Таким образом, 9 кавов воды оказываются вылитыми разом, без перерыва. Во время обливания присутствующие произносят соответствующую молитву, в конце же восклицают: «Таhор, таhор, таhор!» После того как стекла вся вода, на тело умершего кладут развернутую чистую простыню и вытирают его всеми чистыми платками. Если тело находится в таком состоянии, что очищение невозможно, его заворачивают в простыню, укладывают в гроб, а одеяния, не надевая, лишь складывают по порядку, пытаясь по возможности надеть хотя бы шапку и носки.

hалбаша (Облачение умершего)

После осушения стола очищения производят облачение. Оно проходит в следующем порядке: Габай надевает шапку (мицнефет) и руководит всей процедурой, уполномочивая в порядке старшинства членов Хевра Кадиша попарно, сменяясь, выполнять различные элементы облачения: надевание брюк, рубашки, савана, перчаток и пояса. Саван и рубашка должны быть распрямлены. Для женщин необходимо соблюсти следующую последовательность: сначала надевают рубашку, которая завязывается в форме буквы «шин» на шее и рукавах; затем саван, завязки на плечах которого оборачиваются вокруг рук таким образом, чтобы большой палец мог пройти через разрез, находящийся на конце завязки. Гладко зачесывают волосы, высоко подвязывают их льняной лентой с завязкой в форме буквы «шин» и надевают шапку с такой же формой завязки. Таким образом, все завязки одеяний покойного или покойной делаются в этом виде. Шаль и вуаль кладутся в гроб заранее.
Что касается талита, то есть обычаи хоронить мужчин непосредственно в нем, в будни при этом надорвав цицит после надевания талита на покойного. По другим же обычаям тело покрывают талитом лишь после опускания в могилу. Мужчину, если он надевал при жизни талит, покрывают некошерным талитом. Женщину накрывают белой простыней. Погибшего или убитого хоронят не в тахрихин, а в той одежде, в которой он встретил смерть.

Положение в гроб

Перед положением в гроб имеющаяся в наличии стружка распределяется так, чтобы голова оказалась на возвышении. В угол гроба укладывают простыню, а затем талит и, перенося тело в гроб, одновременно заворачивают его в талит. Цицит кладут покойному в каждую руку и заворачивают его в простыню, накрывая сначала левую, затем правую сторону и, наконец, верхнюю часть. Белье, одежда, платки и другие вещи, каким-либо образом запачканные кровью, кладут на дно пустого гроба и погребают вместе с покойным. Все. что было отрезано или отпало от тела, кладут на дно гроба и погребают вместе с покойным. Гроб накрывается крышкой, будучи немного приоткрытым у изголовья, покрывается черным полотном и ставится ногами к выходной двери. Читают молитву «Левайя», Псалмы 23, 16.

Крия (Разрыв одежды)

Если разрыв одежды не был совершен дома, он производится в траурном зале. К числу обязанных надорвать одежды относятся семь родственников: отец, мать, сын, дочь, жена, сестра и брат. Когда умирает кто-либо из этих родственников, разрыв одежды производят на величину 1 тефах (10 см). При похоронах родителей надрывают по левую сторону от сердца, остальных родственников — справа, причем не нижнюю, а верхнюю рубашку. Женщине следует прикрыть место надрыва. Процедуру совершают стоя, склонившись над открытым гробом. При погребении родителей надрывают руками, в случае же с другими родственниками можно использовать и различные инструменты. В это время произносят благословение (для родственников, которые не произносили это благословение раньше). Если хотят попросить прощения (мехила), это делается лишь после процедуры разрыва одежды. Одежды, разорванные по случаю смерти родителей, принято носить всю следующую неделю. Если же есть необходимость сменить одежду в течение этого времени, ее также необходимо надорвать.

Левайа (Проводы из дома)

В случае, если умерший не был перевезен в морг и проводы проходят в доме покойного, очищение, одевание и надрыв одежды производят дома в описанном порядке. Члены Хевра Кадиша под руководством Габая проводят все по описанной процедуре, полностью закрывая гроб. Затем устанавливают гроб в катафалк так, чтобы при движении ноги покойного были направлены вперед.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий